Автостоп
Автосто́п — бесплатное передвижение на попутном транспорте с
согласия водителя. Изначально автостоп был возможен только на попутных
автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта.
Безбилетный проезд в маршрутном транспорте не считается автостопом,
если на это не получено согласие водителя (машиниста/кондуктора).
Принципы автостопа
- Автостоп — не халява. Основным принципом автостопа является
взаимная выгода (осознаваемая или нет) участников. Как правило,
основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является
общение. На дальнем маршруте — общение, разрушающее однообразный ритм
дороги и позволяющее не заснуть. Именно поэтому автостоп в тех или иных
формах и под разными названиями на самом деле существует с незапамятных
времён и будет существовать всегда, пока не исчезнут машины и
люди-водители.
- Неформальность — одна из важных сторон автостопа. Известны
факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых платных
автобусов подбирают автостопщика именно ради неформального общения.
«Пассажиры — для денег. Ты — для души». Именно поэтому проезд на
попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не
считается, так как в этом случае создаются определённые формальные
отношения.
- Доверие. Водитель допускает автостопщика в очень узкое,
практически личное пространство. Проявления лжи, подозрительности,
неискренности — недопустимы.
Виды автостопа
- Автостоп первого рода (наиболее распространённый) — передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных не рельсовых транспортных средствах.
- Автостоп второго рода — передвижение на попутных железнодорожных поездах, чаще в локомотивах.
- Автостоп третьего рода — «гидростоп» или «аквастоп», передвижение на попутных кораблях, катерах, паромах и других водных транспортных средствах.
- Автостоп четвёртого рода — передвижение на попутных самолётах, вертолётах и других воздушных транспортных средствах.
Безопасность автостопа
«Бескомбезный» автостопщик голосует на дороге
Зачастую встречается мнение, что автостоп это совершенно безопасно,
об этом говорится в некоторых книгах и фильмах об автостопе. Нельзя
сказать, что автостоп является более опасным видом туризма, чем любой
другой. Было проведено исследование безопасности автостопа,
его итоги говорят о том, что каждый третий автостопщик становился
жертвой преступления или несчастного случая. Однако это исследование не
является строго научным.
Главная опасность при перемещении автостопом - возможность попасть в
дорожно-транспортное происшествие. Она оставляет далеко позади прочие
угрозы для путешественника.
Существует большое количество разнообразных течений и клубов
тематики автостопа, и отношение к безопасности у них совершенно разное:
от полной свободы и безответственности до длительных курсов обучения.
Внешний вид автостопщика
«комбезный» автостопщик на ночной трассе
Одним из главных отличительных признаков автостопщика является
рюкзак. Объёмы и типы рюкзаков сильно разнятся от расстояний и стиля
передвижения, планируемого автостопщиком. Как правило, автостопщики
одеты в яркую одежду, преимущественно жёлтую, оранжевую, «кислотного»
цвета. Яркие цвета одежды позволяют снизить опасность быть сбитыми
невнимательным водителем, особенно в тёмное время суток, а также
снизить среднее время ожидания машины и повысить среднюю скорость езды.
Зачастую для ночного передвижения автостопщики используют
световозвращающие полоски на одежде и рюкзаке, катафоты, налобные
фонари. Некоторые автостопщики указывают на одежде или рюкзаке
автомобильный номер региона, являющегося местом его проживания или
целью путешествия. При путешествиях в регионах с разветвленной дорожной
сетью, преимущественно в Европе и Северной Америке, некоторые
автостопщики предпочитают использовать таблички с указанием пункта
назначения или номера автомобильной дороги, по которой пролегает
маршрут поездки.